#образовач@kaiserundallah #Рим
48г до н.э. Римский Восток. Цезарь сидит в Египте, никто не понимает что там происходит вообще, Помпей мёртв, кто правит Римской республикой — тоже непонятно. В этих условиях Фарнак, младший сын Митридата Эфпатора, решает что пришло время взять реванш за все прошлые поражения и реанимировать державу своего отца. Более десяти лет он правит Боспорским царством (современный Крым с окрестностями), терпеливо ждет и готовится. И именно сейчас решает выйти на сцену. Но тут следует остановится и рассказать ктойта, собственно, такой, чем знаменит и чего он там собрался реставрировать. Это, во многом, объяснит, почему Цезарю пришлось в 47г до н.э. бросить в Египте свою молодую любовницу, забыть про ведущуюся гражданскую войну и форсированным маршем двигаться лично решать проблему Фарнака, пока она не превратилась в Проблему и не угробила саму идею о быстром выводе Республики из кризиса, всё ещё лелеемую Цезарем.
1. https://vk.com/wall-86559535_280125
2. https://vk.com/wall-86559535_281582
3. https://vk.com/wall-86559535_282602
4. https://vk.com/wall-86559535_286364
5. https://vk.com/wall-86559535_295801
6. https://vk.com/wall-86559535_300252
7 1\2. https://vk.com/wall-86559535_326099
7 2\2. https://vk.com/wall-86559535_326296
8. https://vk.com/wall-86559535_335345
9. https://vk.com/wall-86559535_335781
10.1. https://vk.com/wall-86559535_347139
10.2. https://vk.com/wall-86559535_348304
Далее у нас интерлюдия на 3-4 части, рассмотрим историю завоевания Римом Востока с другой, неримской стороны. Как показала история с Египтом, именно снаружи Рим представляется тем, чем он на самом деле и является — сверххищником античного мира. Изнутри наблюдается лишь некоторый бардак и борьба за власть среди различных группировок римского общества. На самом деле Митридата не планировалось, хотел его отложить на потом, но чет не вышло, мысли сами утекли от Цезаря к этому не менее эпичному гражданину. Так что сорян всем, кто ждал быстрой концовки, она откладывается.
***
Понтийское царство, как и большая часть восточных государственностей, родилось в горниле Войн Диадохов, наследников Александра Македонского, делящих то что осталось от империи последнего. Время было смутное, страшное, но пока такие мастадонты как Селевк, Птолемей и Антигон рубили друг друга в лапшу, для прытких и удачливых отморозков появлялись неплохие шансы захватить какую-нибудь мелкую страну и даже запилить себе династию, передав ее по наследству. Потом, когда дележка наследства Александра пошла на убыль и ситуация стабилизировалась, такой халявы уже не намечалось, всё поделено и переделено, а система взаимных договоренностей страхует от сюрпризов. Про Войну Диадохов вообще надо будет рассказать отдельно, она, в итоге, определила судьбу востока на две сотни лет, пока Рим не перебил все эллинистические государственности региона одну за другой. Нас же тут интересует совершенно конкретный персонаж, который войдет в историю как Митридат I. Уже на излете войны, когда силы сторон были крайне истощены и за порядком никто не следил, этот ушлый гражданин, попавший в опалу к одному из Диадохов, решает что с него достаточно, и пора бы перебраться куда поспокойнее, и бежит с шестью всадниками на южное побережье Черного Моря, где занимает один из эллинских городов. Чем-то это похоже на Рюрика, как мне думается, ни один из источников не упоминает о его приходе к власти насильно. Скорее всего, в регионе остро ощущался дефицит опытных и понимающих в войне людей, все уехали на войну между Диадохами. Вот его и избрали правителем. Об этом же, косвенно, говорит то, что будучи сперва никому неизвестной и незаметной фигурой, он достаточно быстро подчиняет себе соседей, улучшает свое положение, и, через двадцать лет после начала активной деятельности, может с полным правом провозгласить себя царем Понтийского царства (название связано не с понтами, а с древним наименованием Черного Моря). Пацан к успеху пришел, подфартило. Причем, что лишний раз говорит о толковости первого Митридата, его держава не развалилась сразу после его смерти и не стала добычей соседей, а скорее наоборот. Понт стал посредником между Малой Азией и Черным морем, оседлал проходящие там торговые пути, получая баснословные прибыли с транзита. Этнически там был полный интернационал, а культурно — смесь азиатской и эллинской традиций. Так-же к концу своего правления Митридат имел наиболее мощный военный флот в Чертом море, а на суще обладал компактной, но профессиональной и очень гибкой армией. Политически же, располагаясь на границе с мощной Империей Селевкидов, Понт занял место этакого малого хищника в малоазиатской политике, умело лавируя на противоречиях более крупных игроков. Удачно передав царство по наследству, Митридат I спокойно умер, вполне довольный жизнью.
Отмотаем ещё столетие и посмотрим что изменилось. Когда в регион пришел Рим и нанес и так находящимся в не лучшем состоянии Селевкам смертельный удар, баланс сил пришел в движение и начал смещаться в сторону тех, кто раньше был в тени, в том числе и Понта. Сами римляне в добивании Селевкии были не заинтересованы, поэтому оставили это рыхлое государство на плаву, обосновано опасаясь что тогда на сцену вылезут более молодые и здоровые государства, с малопредсказуемыми последствиями, поэтому ни Понту ни Армении толком развернутся не давали. Однако, процесс распада этого самого крупного государства Азии было уже не остановить, и основную роль в нем сыграли парфяне, изначально располагаясь далеко на востоке, за Каспием. У них то никаких сдерживающих факторов не было, поэтому они, почувствовав слабину, начали азартно дербанить престарелого хищника, в конце концов сожрав большую часть его территории. Для Понта весь второй век до нашей эры это период медленного усиления влияния за счет распада Селевкии, к концу он уже был бы на первых ролях, если бы не присутствие Рима в Малой Азии, который постепенно зажевывал этот регион и это становилось проблемой.
Знакомьтесь с великим и ужасным Митридатом VI Эвпатором, отцом Фарнака и настоящим кошмаром для Рима. Не сказал бы, что суровых римских мужиков вообще можно чем-то напугать, но стать очень серьезной проблемой, заставить с собой считаться и потребовать на свое уничтожение усилий нескольких поколений лучших людей Республики он смог. У Республики было множество врагов, тысячи их, но по настоящему сложные квесты подбрасывали немногие, а пантеон там и вовсе небольшой: Пирр Эпирский, Ганнибал Барка, ну и сам Митридат. Родился в 132г до н.э, по малолетству был устранен от власти своей матерью, но достаточно быстро отобрал престол обратно, пересажал всех своих царственных родственников по темницам и оглянулся вокруг. Итак, чем же может заняться молодой понтийский сатрап в Малой Азии? О, там открывались очень интересные перспективы войти в историю.
Вокруг было множество мелких, относительно самостоятельных, но слабых государств, а за регионом никто не следил — Рим контролировал только своих соседей, Селевки уже сошли со сцены, Парфия далеко. Понту выпал уникальный исторический шанс — Рим уже убил Селевкидов, но ещё не пришел собирать лут (у него уже начинались те внутренние проблемы, что приведут, в итоге, к реформам Мария, а потом и к серии гражданских войн), на несколько десятилетий в Малой Азии воцарился "закон джунглей", кто сильнее тот и прав. И именно сейчас, как будто История специально выжидала удобный момент, в регион попадает молодой и агрессивный гений с полководческим и политическим талантом, причем попадает рулить одним из потенциальных гегемонов. Безотказная римская дипломатия дала трещину и стала похожа на жопу, и им некого было винить в случившемся, кроме зеркала. Ну и, канешн, проеб всех дипломатических полимеров не был бы столь эпичен, если бы там был какой-нибудь средненький сатрапик, который бы плыл по течению, чет там позахватывал пока Республика не видит, а потом Рим бы очухался и быстренько переломал ему ноги. Но вместо ноунейма вылез Митридат, понял что его не придушат в колыбели и начал действовать, а когда его вообще заметили — стало слишком поздно.
Начал он свою деятельность с подчинения Боспорского царства (причем там провел войну со скифами и неплохо его расширил) и Колхиды, то есть продолжал полукольцом замыкать Черное Море и делать его внутренним для Понта. Попутно шла работа по усилению армии и флота для грядущих войн, административные реформы и дипломатические многоходовочки. Но в период 113-105г Митридат ещё не чувствует в себе сил на активные действия поперек Рима, и блюдет с ним нейтралитет. Всё меняется когда у Республики начинаются проблемы с германцами (тут и далее будут упоминаться события в самом Риме, о которых я уже рассказывал, рекомендую ознакомится, т.к. ситуация в Республике напрямую влияла на все действия Митридата) Ещё пару лет назад Митридат закорешился с царем Вифинии Никомедом III, и теперь подбивает его на то, чтобы поделить лежащую между ними Пафлагонию, где недавно прервалась правящая династия. Тем самым Митридат берет ещё часть черноморского побережья под контроль, а так-же становится немного ближе к проливам, контроль за которыми был для него стратегически важен. Это создает для самих римлян интересный дипломатический квест: Пафлагония, вообщет, римский протекторат. И Вифиния тоже римский протекторат. А Митридат официально врагом Рима не считается, но и другом не считается, мутный гражданин. Итого, один римский протекторат сожрал другой римский протекторат, а Митридат вроде бы и ни причем, прост корешу помог. Мозги римских дипломатов задымились, после чего они высылают обоим царям требования сдать Пафлагонию взад... хрен знает кому, династия то прервана, наследников нет. Цари, канешн, отказываются, причем решительно, после чего Рим забивает болт на Пафлагонию им сейчас вообще не до нее, тевтоны лезут в Италию, Гай Марий только начал разгребать этот бардак. Ну а ободренный Митридат продолжает. Он пока не может себе позволить открытую войну, не та ещё у Понта весовая категория, его сейчас можно раздавить даже прост объединив силы всех союзников Рима в регионе. Поэтому на этом этапе юзается классическая азиатская дипломатия: коварство и хитрости, от которых даже периодически ведущие себя во внешней политике как тотальные мудаки римляне удивляются и спрашивают "а че, так можно было?".
Южнее Понта располагалась Каппадокия, где уже почти десять лет рулила сестра Митридата, которую ещё их общий отец выдал за тамошнего правителя с прицелом на объединение царств в единую державу. Потом правитель немножк умер от передозировки железа в организме, и вдова стала регентом при малолетнем сыне. Поделив Пафлагонию с Митридатом, Никомед III вышел к границам Каппадокии (ниже есть карта, такая зеленая, там читатель может глянуть чего где находилось, чтобы не путаться в названиях) ну и решил осчастливить вдову, вторгнувшись в её страну и предложив, тем самым, руку и сердце (102г до н.э.). С севера собрал армию Митридат, его такое усиление Никомеда совершенно не устраивало, поэтому он собрался защищать сестренку, да и сам рассчитывал что она, по родственному, уступит ему страну. В общем, вдове было предложено два стула: угрюмый и кровожадный братец, или не менее угрюмый и кровожадный жених, теорема Эскобара в действии. Вдова выбирает Никомеда и выходит за него замуж, однако Митридата это не останавливает, он вторгается в страну, и наносит Никомеду поражение, выбрасывая его из Каппадокии. После чего провоцирует уже самого малолетнего царя на войну (100г до н.э.) дает тому собрать армию, вызывает на переговоры и лично убивает (суровый Митридат был мужик). войско распускается по домам, а на трон Каппадокии садится один из малолетних детей Митридата, новая жена Никомеда же, отправляется в Рим, где доказывает что вообщет это всё незаконно, верните мне престол, чому такой беспредел? Рим выпускает очередное бесполезное постановление, на которое всем пофигу. В самой Каппадокии поднимается восстание, понтийцев на время изгоняют из страны, и на трон садится лояльный Риму человек, но Митридат уже закусил удила, и Каппадокию отпускать никак не намерен. Поэтому он заключает союз с царем Армении Тирганом, и они уже без всякого стеснения на пару пилят Каппадокию на куски и поглощают. На этот раз римляне поняли, что чет их вообще нихрена не уважают, херня какая-то происходит, поэтому посылают уже не дипломатические ноты протеста а армию, под управлением Суллы (того самого), который быстро вычищает страну и отдает её в руки лояльного Риму правителя. Шел 94 год до н.э, Митридат решает не искушать судьбу и отступает без боя, однако именно сейчас до римлян начало доходить, что понтийский сатрап уже серьезная проблема, маленький отморозок усилился настолько, что уже даже не утруждает себя дипломатией, а в открытую свергает лояльные Риму режимы, с этим надо было что-то делать.
Но если кажется, что дальше уже некуда, и это уже самый чад кутежа, то Востоку есть чем удивить. В том же 94 году в Вифинии скончался Никомед III, на престол вступил Никомед IV, а его брат Сократ сбежал в Понт и прибился к свите Митридата, и отправил послов в Рим, с просьбой посадить его на престол. Но там на него посмотрели как на идиота и помогать отказались, Никомед Рим устраивал. Через три года, в 91 году, в Республике начинается гражданская война: союзные Риму народности Италии устали от того, что римляне это сверхчеловеки, а все остальные это недочеловеки, а когда доходит до набора в армию, то все мы италики, и должны вместе нести одинаковое бремя, бла-бла-бла. Война была очень тяжелой для Рима, на два года страна погрузилась в хаос, и до поражения Республике оставалось совсем чучуть. Митридат снова, чутьем старого хищника, понимает что сейчас можно сделать очередную попытку чего нибудь зохавать, и начинает действовать. В первую очередь, Сократу дается неограниченный кредит на найм армии, после чего он, во главе контингента, "вооружение и доспехи которого можно купить в любой оружейной Малой Азии", вторгается в Вифинию, свергает своего братца, и утверждается на троне. Одновременно с этим Тигран и Митридат, уже своими официальными контингентами, вторгаются (в третий раз уже) в Каппадокию, опять скидывают проримский режим и устанавливают лояльный себе. Однако республика выжила в Союзной войне, и очень быстро приходила в себя, что заставило Митридата этим и ограничится. Оба свергнутых правителя (Вифинии и Каппадокии), отбывают в Рим, и снова рассказывают какой бардак творится в Малой Азии, и какой Митридат отморозок, а Рим ничего не делает. Там этим серьезно озаботились, и, наконец-то, впервые за много лет, решили перейти к активным действиям. Ставленникам Митридата в Вифинии и Каппадокии выдвигается ультиматум, мол, сдавайтесь, или Рим придет и вас всех поубивает нахуй. Но те, чувствуя поддержку патрона, начинают готовить войска для обороны. Сам же Митридат делает сложное лицо, и, мол, "их там нет, я тут в Понте сижу, примус починяю, не имею никакого отношения к этим вашим восстаниям, вам надо — вы и разбирайтесь". Но когда Рим начал всерьез набирать силы, и стало понятно, что весело понаблюдать как римляне завязнут в войнах и спокойно подкидывать дровишки в конфликт не получится, а скорее наоборот — быстро раскатав бунтующих сателлитов, римляне пойдут дальше и переломают самого Митридата, последний предпочел сдать своих марионеток, отвел лояльные себе силы, всячески выразил покорность, и даже убил правящего Вифинией Сократа, чтобы Никомеду удобнее трон захватывалось и он зла особого не держал. В этот раз римляне ограничились наведением порядка в этих двух областях, однако зла у них накопилось предостаточно, и Митридат уже вконец доебал своими акциями в самые тяжелые для Республики моменты. Поэтому они начали готовить ответ, чтобы и Митридату жизнь медом не казалась. Всё таки Митридат перегнул, да и Республика сильно изменилась. Реформы Мария дали ей приток новой крови, она ожила и стала как раньше, опасной и агрессивной. Халява для Митридата закончилась. И хотя эти же реформы превратили её в непоследовательного шизофреника (что станет понятно из дальнейших событий), но даже в таком состоянии это был очень серьезный противник.
Карты:
1. Распад империи Александра.
2. Ситуация на 200г до н.э.
3. Ситуация на 89г до н.э.
4. Карты регионов Малой Азии